В данном разделе освещены различные стороны творческой деятельности Алёны Мартыновой. Представленная информация основана на Алёниных записях. В разделе также находится автобиография, написанная в 2008 году и статья Алёны о себе, написанная и опубликованная в Московском художественном журнале в 2002.
Краткая
Биография
Родилась
в 1966 г в Бессарабии. В 1988 году закончила
Ярославское художественное училище. С
1988 г. занималась в частной студии Ю.К.
Буржеляна. С 1984 г. работала в различных
театрах: "Данко" (г. Кишинев),
"Факел"(г. Ярославль), учебный театр
ЯТУ, Ярославский кукольный театр. В
1988-89 г.г. работа в мультстудии Т/О "Экран",
режиссерская группа Александра Федулова.
Фильмы "Поцелуй", "Заколоченная
дверь". В разное время занималась
народными промыслами. С 1991 г. - работа в
Московской Патриархии (Патриарший
Богоявленский собор) художником-реставратором.
С 1992 года - Храм Успения Богородицы в
Гончарах. С 1996 года - работа в ночном
клубе "Утопия". Сотрудничество с
различными галереями Москвы. С 1994 года
- член Международной ассоциации молодых
художников и искусствоведов. Член
Международного художественного фонда.
Работа иконописцем в
Храме Всех Святых, в храме Св. Иоанна
Златоуста в Калгари и в женском Покровском
монастыре (Bluffton,
Canada).
Последние несколько лет жила
и работала в Калгари.
Работа
иконописцем для Русской Православной
Церкви (1991-2012)
В 1991 году
поступила на работу в Богоявленский
Патриарший собор художником реставратором
и иконописцем, где проработала до 1993
года.Основные работы:
- Копия Иконы
Казанской Богородицы (Солдатской)
- Икона "Явление
Богородицы преподобному Сергию
Радонежскому"
- Реставрация
и роспись храмовой иконы "Иоанн
Богослов"
- Реставрация
иконы "Иван Воин" 17 в.
- Реставрация
и роспись картины из трапезной "Христос,
Мария и Марфа" (холст, масло, 180 х 250
см)
В 1991 году получила
Благословение Патриарха Всея Руси
Алексия.
В 1994 году работала
для храма Усыпения Богородицы в Гончарах
("Болгарское подворье")
Основные работы:
- Икона "Богоматерь
Троеручица"
- Икона "Тайная
вечеря"
- "Царские
врата" в Крестильне
- Реставрация
и роспись храмовых икон Св. Григория,
Св. Александра и Св. Василия (17 в.)
Другие значительные
работы:
- Икона
"Благоразумный разбойник" (1997, 80 х
40 см, частная коллекция, Россия)
- Икона "Усыпие
Богородицы" для Коптинского женского
монастыря. В день освещения этой иконы
монастырем была обретена также давно
утерянная икона Коптинской Богородицы.
Поэтому обе иконы находятся рядом.
- Алтарный образ
"Лицевые Святцы" (1999 г., 100 х 80 см)
для храма Преображения Господа в Казачьей
слободе (Москва)
В 1998 году получила
благословение Главы Греческой Православной
церкви в Италии - Митрополита Италии
Отца Геннадия.
2000 - Несколько
икон и роспись Креста. Православный
монастырь Покрова Пресвятой Богородицы
(Блафтон, Альберта, Канада)
2001 - настенная
роспись истории Нового Афона, музей
Никитского монастыря, Москва
2002-2003 - работа
в Московском Богоявленском Патриаршьем
соборе
2006 - 45 метров
настенных росписей. Монастырь Покрова
Богородицы, Москва
В 2012 получила
благословение Архиепископа Монреальского
и Канадского Гавриила.
В
2012 - Икона Св. Великомученицы Варвары
для церкви Св. Ионанна
Златоуста (Калгари, Альберта).
Персональные
выставки (1992-1996)
1996 – акция "Хождения к президентам"
1996 - ТВ-акция в программе "Знак качества"
1996 - проект в саду "Аквариум" в рамках "Берлин без границ"
1996 - перформанс "Танцующее божество"
1996 - акция "Пластическая операция", Институт косметологии, Москва
1996 - "Моя личная жизнь меня не касается", ТВ-галерея, Москва
1994 – "Летние картины на снегу", ЦСИ, Москва
1993 – Выставка акварели, Измаильская картинная галерея, г. Измаил
1993 - "В сетях искусства", галерея "Лаборатория", ЦСИ, Москва. Куратор М. Каткова
1992 – Выставка в Музее ГИТИСа, Москва. Куратор Н. Короткова
Групповые выставки (1990-2008)
1996 – акция "Хождения к президентам"
1996 - ТВ-акция в программе "Знак качества"
1996 - проект в саду "Аквариум" в рамках "Берлин без границ"
1996 - перформанс "Танцующее божество"
1996 - акция "Пластическая операция", Институт косметологии, Москва
1996 - "Моя личная жизнь меня не касается", ТВ-галерея, Москва
1994 – "Летние картины на снегу", ЦСИ, Москва
1993 – Выставка акварели, Измаильская картинная галерея, г. Измаил
1993 - "В сетях искусства", галерея "Лаборатория", ЦСИ, Москва. Куратор М. Каткова
1992 – Выставка в Музее ГИТИСа, Москва. Куратор Н. Короткова
Групповые выставки (1990-2008)
2008 - Гендерная история Искусства в постсоветском пространстве, 1989-2009. Кураторы Н. Каменетская, О. Саркисян. Московский музей современного искусства.
1997 – "Женщины России" (совместно с Т. Антошиной, Т. Либерман), Галерея М. Гельмана, Москва
1996 – "Компромат", Галерея М. Гельмана, Москва
1996 - акция "Красота победит мир", Москва
1996 - перформанс "Последнее желание" (совместно с "Сектой абсолютной любви"), Москва
1996 - акция в казино "Жар-птица" (совместно с Г. Гусаровым), Москва
1996 - "Нефеминистические феминистки" (куратор М. Сидлин), ЦСИ, Москва
1995 – групповая выставка, Выставочный зал на Малой Грузинской, Москва
1995 - групповая выставка, Выставочный зал Нагатинского района, Москва
1995 - "Технология радикального жеста" (совместно с В. Лугововым), ТВ галерея, ЦСИ, Москва
1994 – "Пиноккио", ЦСИ, Москва
1993 - художественная акция в бассейне "Москва"
1993 - выставка галереи "Start", театр Дурова, Москва
1993 - "Ах, провинция", выставочный зал на Каширке, Москва
1993 – "Капроновая живопись""ЭКСПО-88" (совместно с М. Рошняком), Москва
1992 – "Весна 1992", Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва
1990 – "Художники театра, кино", Кинофонд, Фирма Philips, Лондон
Публикации
МАТАДОР N 1, 1997
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, 12.03.97, Жанна Васильева "С подножки уходящего поезда"
ИТОГИ, 4.03.97, Александра Шатских "Женщины России в галерее Марата Гельмана"
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, январь 1997, Ирина Шитова "Групповая выставка "Женщины России"
ПРОФИЛЬ, N 3, 1997, Алексей Филиппов "Выставки"
МАТАДОР N 1, 1997
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, 12.03.97, Жанна Васильева "С подножки уходящего поезда"
ИТОГИ, 4.03.97, Александра Шатских "Женщины России в галерее Марата Гельмана"
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, январь 1997, Ирина Шитова "Групповая выставка "Женщины России"
ПРОФИЛЬ, N 3, 1997, Алексей Филиппов "Выставки"
КОЛЛЕКЦИИ
Картинная
галерея в Измаиле, Измаил, Украина
Ярославский художественный фонд, Ярославль, Россия
а также в ряде частных коллекций в Англии, Германии, Франции, Португалии, Канаде, Югославии, Швейцарии, Америке и России
Ярославский художественный фонд, Ярославль, Россия
а также в ряде частных коллекций в Англии, Германии, Франции, Португалии, Канаде, Югославии, Швейцарии, Америке и России
Настенные
росписи
(2004-2007)
- Дизайн-проект частного дома, включающий роспись стен, потолков и мебели;
- Настенные росписи (8 фресок) - частный заказ
- - 50 метров настенной росписи - ресторан Самарканд (Москва)
- - Настенные росписи и декорации в японском стиле частной резиденции
- - 3 фрески для кафе "Миндаль", Москва
- - Венецианские настенные росписи, кафе "Сан Марко", Москва
Автобиография,
написанная в 2008 году.
Родилась
в Бесcарабии
в 1966 г. До четырнадцати лет жила в
городе Измаил Одесской области. Закончила
музыкальную и художественную школы. С
10-ти лет вместе с отцом работала
художником-оформителем. Можно считать,
что на данный момент мой трудовой стаж
- 31 год.
В
возрасте 14-ти лет уехала в Кишинев.
Зарабатывала рисованием киноафиш (да
здравствует индийское кино!). Поступила
в республиканское художественное
училище.
В
1981г. Пришла в театр «Данко». Эта встреча
с театром изменила всю мою дальнейшую
судьбу. В атмосфере театра я сформировалась
как художник. Все остальные годы только
училась, нарабатывала мастерство и
старалась, по возможности, выполнять
свою работу максимально осознанно.
В
1985г., не доучившись до диплома, переехала
в Москву. Перевестись в Московское
училище «1905 года» не удалось (в
фестивальный год брали только с московской
пропиской). Подалась в Ярославль. Работала
в центральном кукольном театре. Делала
кукол для спектаклей. Закончила
Ярославское художественное училище.
После
окончания училища вернулась в Москву.
Работала на телевидении в мультипликационной
студии Творческого Объединения «Экран».
В выходные рисовала портреты на Арбате.
Одновременно училась в художественной
студии при полиграфическом институте.
Педагоги там преподавали те же, что и в
самом институте, но требования по
специальности были выше. Моими любимыми
учителями были прекрасные люди - Владимир
Сальников, Юрий Константинович Бурджелян
и Дмитрий Спиридонович Бисти - в то время
вице-президент академии художеств. К
этому времени относится моя первая
зарубежная выставка. В рамках проекта
«Художники театра, кино и телевидения»
моя картина поехала в Англию на аукцион
«PHILIPS».
В
1991г. Меня пригласили работать художником
в Патриарший Богоявленский собор в
Москве. Я восприняла это как чудо. В те
годы этот храм был главной резиденцией
Патриарха Всея Руси Алексия. Из этого
храма велась трансляция праздничных
богослужений по телевидению на всю
страну. И для меня до сих пор остается
загадкой, почему взяли не маститого
мастера, а меня, тогда совсем еще
бестолковую девицу.
В
одном из куполов собора у меня была
мастерская, где я писала и реставрировала
иконы. В мастерской был радиоприемник
по которому во время работы можно было
слушать службу, происходящую в храме.
Во время праздников мне очень нравилось
выходить на крышу собора и смотреть
оттуда на крестный ход. В Богоявленском
соборе я получила от Патриарха
благословение на писание икон. У меня
почти не было ни профессионального, ни
духовного опыта, но в меня поверили! Это
было прекрасное время обучения и роста
на ответственной работе. Но, несмотря
на все это благополучие, я «позволила
сманить себя» в махонькую, украшенную
дивными старинными изразцами, церковь
«Усыпения Богородицы в Гончарах». С
этим храмом я сотрудничала вплоть до
моего первого отъезда в Канаду в 1999г.
Теперь
у меня стало больше времени и на свои
картины, и на обучение, и на общение с
людьми, и на выставки. Мне захотелось
попробовать себя во всех направлениях
современного искусства. Я выставляла
не только традиционную живопись, но и
абстракцию, инсталляции. Участвовала
в концептуальных проектах. Осваивала
новые технологии. Если не хватало денег
- бралась за любые приработки - от
росписи матрешек до оформления ночных
клубов, и это, подчеркиваю, не прекращая
своей основной работы для храма.
Естественно, когда садилась писать
икону, вся остальная жизнь
останавливалась. Пост, минимум общения,
духовная музыка. Но заказ заканчивался,
и я опять бросалась в круговерть жизни.
От таких резких перепадов иногда
оказывалась на грани полного изнеможения,
но потом силы и радость жизни возвращались,
и я опять неслась «на всех парусах».
Благодаря выставкам, мне посчастливилось
познакомиться со многими интересными
и известными людьми- писателями,
политиками, телеведущими, режиссерами,
актерами, музыкантами, путешественниками.
Как
ни странно, мне стало гораздо легче
общаться со священнослужителями. Это
нелепый предрассудок, что люди церковного
круга - это серые, унылые ханжи, помешанные
на учении. В большинстве своем это
умнейшие, эрудированные люди. Тонкие,
живые как дети, они и посмеяться
любят, и интересную историю умеют
рассказать. В 1997 году вместе с группой,
в состав которой входили трое священников,
искусствоведы, музыканты, съемочная
группа и просто энтузиасты от церкви,
я ездила в Милан на съезд христиан
различных концессий со всей Европы. Там
были представлены католики, православные
христиане российской и зарубежной
церкви, униаты, и многие другие. Мы
ехали в автобусе через всю Европу -
Варшава, Краков, Прага, Зальцбург, Вена..
В каждом городе, когда мы останавливались,
мы обязательно посещали и православные,
и католические храмы, встречались
с главами концессий, священнослужителями.
Киногруппа снимала материал для фильма,
рассказывающего о различных направлениях
и едином истоке Веры. Но, несмотря на
занятость, мы умудрялись и музеи посетить,
и по городу погулять. Хотя это была
отнюдь не туристическая поездка, она -
одно из самых веселых и увлекательных
путешествий в моей жизни.
В Венеции, в
старинном греческом храме, мы встречались
с главой греческой православной церкви
- митрополитом Геннадием и княжескими
семействами, спонсирующими греческую
церковь в Венеции. После показа фотографий
икон, митрополит Геннадий выразил мне
свое одобрение и благословил на писание
образов. Так я получила свое второе
благословение, но уже от греческой
церкви. В Милане собралось около 80000
паломников со всей Европы. Город разбух
так, что за него было просто страшно! Мы
беспомощно потерялись в этой массе.
Хочу добавить, что на тот момент российская
православная церковь очень ревниво
относилась к общению своих чад как с
католической, так и с русской зарубежной
церковью. При неосторожном обращении
с темой, можно было и саном поплатиться,
и священники, поехавшие на съезд,
продемонстрировали немыслимое, по тем
временам своеволие. И оптимизм.
В
1999г мне дано было написать храмовую
икону «Лицевые святцы». Эту гигантскую
миниатюру на золоте (более 700 фигур плюс
сюжеты) я писала семь месяцев, почти не
выходя из дома. Когда икона была готова
и установлена в храме, я получила
приглашение старых московских друзей
приехать к ним в гости в Канаду. За год
проживания в их семье, я очень подружилась
с их маленьким сыном. В Калгари я
познакомилась с замечательной художницей
Катей Поздняковой, и ныне моим добрым
другом и ангелом-хранителем. Но самым
волнующим было знакомство с Матерью
Амвросией, настоятельницей русского
православного женского монастыря,
матерью Феодорой, и со всеми монахинями
обители, бережно хранящими священный
островок российской земли в Канаде,
под Эдмонтоном. В монастыре я прожила
почти полгода, имея счастье написать
в это время несколько икон. До сих
пор у меня сохранилось с Матушкой и
сестрами самое теплое общение.
С
возвращением в Россию в 2000 году начинается
не самый счастливый период моей жизни.
Во первых, после мирной Канады,
особенно после монастырской жизни,
испытываешь чудовищный культурный шок.
Было трудно и с работой, и с деньгами, и
с людьми...большинство обычных жителей
России почем-то считают, что если человек
побывал в Канаде, он богач. А когда просит
о помощи - просто издевается. Пришлось
заниматься скучной оформительской
работой, рисовать раскадровки для
рекламы на телевидении, научиться писать
тексты для газет и журналов. Одновременно,
на предприятии, занимающимся покрытием
стен декоративными штукатурками, я
стала изучать свойства этого материала
и поняла, что тонированными венецианскими
штукатурками можно писать на стенах
картины ничем не уступающие качеству
и долголетию старинных фресок. У
меня появились заказы, помощники,
ученики. Мы расписывали и храмы, и кафе
и обычные богатые дома. Но в начале 2007
года ко мне в Москву приехал мой
давний друг и предложил выйти за него
замуж и уехать в Канаду. Моя жизнь опять
началась «с чистого листа»….
….Что
же касается будущего, то я уверена - нами
думает Ангел….
--------------------------------------------------------------------------------
Жизнь
в двух измерениях.
Статья
Алёны Мартыновой, опубликованная в
Московском художественном журнале, 45,
2002
Я
считаю, что нормальный художник должен
быть реально безумен, всегда пребывать
в "пограничном состоянии" и "на
гребне волны". Как хороший актер,
который, не позволяя публике расслабиться
ни на секунду, в одной сцене играет
агонию обреченного, а через мгновение
в следующей сцене мурлыкает от наслаждения
жизнью. Так и artist
должен непрерывно перевоплощаться в
своем творчестве. В отличие от актера
artist
все пьесы пишет сам. Главное – всегда
позволять себе делать то, что хочется,
не заботясь о значимости результатов,
потому что весь восторг все равно в
конкретном офигительном процессе.
Работа художником помогает мне оправдывать
собственное безумие и использовать
свою сумасшедшую энергию в мирных целях.
О том, как я из скромной провинциальной
девушки превратилась в artist,
я бы сказала словами Раневской:
"Профессию я не выбирала – она во мне таилась". Впрочем, и перевоплощения как такового не было. Мое рождение было похоже на фильм или перформанс: из-за чудовищной грозы во всем районе отключилось электричество, мама меня рожала при свете керосиновой лампы долго и мучительно, а при первом моем крике вдруг дали свет. Невероятная способность совершать безответственные, бесполезные и бессмысленные поступки (присущая творческим людям) превратила мою жизнь в сплошной творческий процесс. Движение на грани и как бы по течению стало единственным путем, с которого мне удавалось не сбиться. Над проектами работаю импульсивно – никакой стабильности. Часто рассказываю всем подряд идею проекта и потом его не делаю – уже не интересно. В Москву приехала спонтанно – поругалась с завучем училища, потратила стипендию на билет на самолет и обрушилась на друзей детства, которые уже жили в Москве. И в церковь я попала случайно – проходила мимо Патриаршьего Богоявленского собора, решила заглянуть, иконы посмотреть. Подошел священник, минут пять поговорили, и он меня отвел к старосте. Я не то чтобы совсем неверующий человек, скорее наоборот, поэтому и не мечтала писать для Него. Но раз уж так все получилось, я на долгие годы осталась при церкви. Параллельно в то время я писала романтические женские картины, полные невысказанной любви и мистики. А однажды, побывав вместе с Володей Сальниковым и Ниной Котел на выставке современного искусства, решила, что мне мало быть просто живописцем и иконописцем, захотелось всего и сразу, особенно радикальных жестов. И я стала штурмовать искусство крайностей.
Присутствие в двух измерениях, в которых нельзя оказаться одновременно, – в церкви и в актуальном искусстве – сказалось и на моем поведении, и на плодах труда. (Единственное исключение – выставка в галерее Гельмана "Путевка в жизнь", когда я выставила икону.) Возникает церковный заказ – и я ухожу от всех, сажусь на строгий пост (для меня это самое трудное в данной работе, тем более, что вокруг так много соблазнов, а люблю есть, пить и веселиться.) Ограничения на всем, вплоть до супружеской жизни. Поживешь такой жизнью полгода, а то и больше, и становишься слегка монашкой. Был момент, когда я и вправду чуть не постриглась. (В то время я жила в Канаде в православном монастыре. Одна из написанных там икон молитвами монахинь заработала.) Когда работа закончена и наступает простой, постепенно возвращаешься в мир, что поначалу достаточно трудно – крыша едет от всего, даже от телевизора. Муки совести и комплексы несовершенства одолевают хуже, чем с похмелья. Но постепенно все возвращается на круги своя, и я опять начинаю отрываться по полной программе – как в творчестве, так и во всем остальном. В моих беспределах мне часто помогает муж. Откровенной порнографии он не приветствует, а в остальном нередко дает полезные советы и делает видео ("Завершение фразы", "Технология радикального жеста", "90-х не было" и др.)
Всегда любила читать о жизни известных людей. Особенное впечатление на меня произвела биография Чарльза Мэтьюрена. Священник, который одновременно пишет романы ужасов, отплясывает на дискотеках, плодит бесчисленных детей, – это сильно. Моя жизнь (даже моя личная жизнь, которая меня не касается) пока значительно скромнее.
"Профессию я не выбирала – она во мне таилась". Впрочем, и перевоплощения как такового не было. Мое рождение было похоже на фильм или перформанс: из-за чудовищной грозы во всем районе отключилось электричество, мама меня рожала при свете керосиновой лампы долго и мучительно, а при первом моем крике вдруг дали свет. Невероятная способность совершать безответственные, бесполезные и бессмысленные поступки (присущая творческим людям) превратила мою жизнь в сплошной творческий процесс. Движение на грани и как бы по течению стало единственным путем, с которого мне удавалось не сбиться. Над проектами работаю импульсивно – никакой стабильности. Часто рассказываю всем подряд идею проекта и потом его не делаю – уже не интересно. В Москву приехала спонтанно – поругалась с завучем училища, потратила стипендию на билет на самолет и обрушилась на друзей детства, которые уже жили в Москве. И в церковь я попала случайно – проходила мимо Патриаршьего Богоявленского собора, решила заглянуть, иконы посмотреть. Подошел священник, минут пять поговорили, и он меня отвел к старосте. Я не то чтобы совсем неверующий человек, скорее наоборот, поэтому и не мечтала писать для Него. Но раз уж так все получилось, я на долгие годы осталась при церкви. Параллельно в то время я писала романтические женские картины, полные невысказанной любви и мистики. А однажды, побывав вместе с Володей Сальниковым и Ниной Котел на выставке современного искусства, решила, что мне мало быть просто живописцем и иконописцем, захотелось всего и сразу, особенно радикальных жестов. И я стала штурмовать искусство крайностей.
Присутствие в двух измерениях, в которых нельзя оказаться одновременно, – в церкви и в актуальном искусстве – сказалось и на моем поведении, и на плодах труда. (Единственное исключение – выставка в галерее Гельмана "Путевка в жизнь", когда я выставила икону.) Возникает церковный заказ – и я ухожу от всех, сажусь на строгий пост (для меня это самое трудное в данной работе, тем более, что вокруг так много соблазнов, а люблю есть, пить и веселиться.) Ограничения на всем, вплоть до супружеской жизни. Поживешь такой жизнью полгода, а то и больше, и становишься слегка монашкой. Был момент, когда я и вправду чуть не постриглась. (В то время я жила в Канаде в православном монастыре. Одна из написанных там икон молитвами монахинь заработала.) Когда работа закончена и наступает простой, постепенно возвращаешься в мир, что поначалу достаточно трудно – крыша едет от всего, даже от телевизора. Муки совести и комплексы несовершенства одолевают хуже, чем с похмелья. Но постепенно все возвращается на круги своя, и я опять начинаю отрываться по полной программе – как в творчестве, так и во всем остальном. В моих беспределах мне часто помогает муж. Откровенной порнографии он не приветствует, а в остальном нередко дает полезные советы и делает видео ("Завершение фразы", "Технология радикального жеста", "90-х не было" и др.)
Всегда любила читать о жизни известных людей. Особенное впечатление на меня произвела биография Чарльза Мэтьюрена. Священник, который одновременно пишет романы ужасов, отплясывает на дискотеках, плодит бесчисленных детей, – это сильно. Моя жизнь (даже моя личная жизнь, которая меня не касается) пока значительно скромнее.